RealBiker

ВЕЛОСИПЕД | НАВИГАЦИЯ | ЗИМА | СТАТЬИ | ОТЧЕТЫ | ДР САЙТА | КАЛЕНДАРЬ beta
ФОРУМ (Архив) | СООБЩЕСТВО | ДАЙДЖЕСТ | exГАВ | НАХОДКА
РЕМОНТ ВЕЛОСИПЕДОВ | УСЛУГИ | ССЫЛКИ | RealПОИСК | КОНТАКТЫ

> ВЕЛОСИПЕД > Седло

Спонсорские ссылки

Подходящее седло

Больная тема. В прямом смысле, кстати говоря. Неподходящее седло запросто может сработать как итальянский сапожок, только для задницы.

До сих пор я не видел сколько-нибудь удовлетворительного критерия определения "подходящести" седла. Думаю, что надо считать таким критерием проезд 150-200км в разных условиях (пересеченная местность/грунтовки/асфальт), при этом не ощущая дискомфорта в седалищной части. Естественно, при соблюдении правил езды на длинные дистанции.
А если не соблюдать, то считать таким критерием возможность проехать километров 30 без остановок и после, опять же, не ощущать дискомфорта. И конечно же оба "теста на совместимость" должны проводиться, когда уже мягкие ткани присиделись (это суммарно как минимум часов 10-15 в седле в течение 2 недель), а не в первый же день на новом седле.

В нормальных веломагазинах, к нашим проблемам относятся с пониманием. К примеру, в ЦСКА и Ювенте, продавец вам предложит аккуратно заклеить рамку седла изолентой и пробно покататься пару выездов. И, если седло не подошло, спокойно возьмет обратно (при сохранении товарного вида, конечно же). В ЦСКА зимой 2008 года привезли примерочный стенд для седел - полезная штука.

Тип седла

Тип седла зависит от стиля катания. Для прогулок - это обычно широкие, мягкие седла, зачастую подпружиненные. На таком седле невозможно ехать в спортивном режиме, оно способствует натиранию прилегающих частей тела. Обычные спортивные седла представляют самую большую группу, о них скажу ниже более подробно. Седла для DH отличаются повышенной прочностью и увеличенными размерами. Седла для акробатики делаются возможно более узкими, чтобы ноги за них не цеплялись.

Далее я постарался представить примеры типичных седел для разного применения.

Шоссейное седло.

Шоссейное седло. Жесткое, с прямым профилем, довольно длинное, с узкими крыльями. Может быть с гелевыми вставками.


Седло для кросскантри.

Седло для кросскантри. Относительно мягкое, профиль может быть как прямой, так и сложной формы.


Седло для эндуро.

Седло для эндуро. Относительно мягкое, с подъемом в задней части и слегка приопущенным носом.


Седло для даунхилла и фрирайда.

Седло для даунхилла и фрирайда. Усиленные рамки толщиной 8мм, крылья сильно опущены вниз для улучшения управляемости, нос сильно загнут вниз для облегчения соскальзывания за седло. Может быть как весьма мягким, так и относительно мягким.


Седло для дирта и акробатики.

Седло для дирта и акробатики. Усиленные рамки, седло укорочено, толстый амортизирующий слой относительно мягкого наполнителя. В предельном варианте больше похоже на седло от совсем детского велосипеда.


Женское гоночное седло.

Женское гоночное седло. Жесткое, широкое в задней части (может быть с подъемом или без), с заметно опущенными крыльями.


Женское спортивно-туристическое седло.

Женское спортивно-туристическое седло. Относительно мягкое, широкое в задней части (может быть с подъемом или без), с заметно опущенными крыльями.


Прогулочный диван.

Прогулочный диван. Огромное, мягкое, тяжеленное седалище с литром геля внутри. Самый простой тип для выбора. Сел вертикально сверху, ноги вниз свесил, прочувствовал. Удобно - берешь.

Геометрия седла

Теперь об анатомии. На картинке выше красными полями показаны критичные для выбора седла зоны. Желтыми полями - менее критичные.

Красная зона с римской цифрой I - на него приходится основная нагрузка. Соответственно, в этой зоне седло должно подходить под ваш вес и не продавливаться до жесткой основы. Определяется примеркой на жесткой поверхности или на стенде.

Красная зона с римской цифрой II - на нем будет лежать хозяйство, а оно не любит давления и вибрации. В этой зоне седло должно быть необходимо-достаточно широким для вашей анатомии. Определяется только личным опытом. В очень общем случае, для прогулочно-походной посадки, в зоне II не должно быть выпуклости.

Желтая зона без обозначений - край (крылья) седла. Необходимо удачно подобрать ширину седла в этой области и саму форму края. На левой нижней картинке край с относительно острым углом, на правой нижней - полностью скруглен. На личном опыте придется понять, какой тип края вам больше подходит и какой формы нужен вырез крыльев. Неподходящий (слишком широкий или слишком острый) край крыльев может сильно наминать мышцы бедра и здорово мешать управлению на сложных трассах, во время езды стоя. Размер min в идеале должен быть минимально-достаточным для вашей анатомии (этот размер рассматривается только вместе с формой выреза крыльев).

Седло следует подбирать такой ширины, чтобы седалищные кости с него не свешивались, на иллюстрации сверху показан размер max в который ваши кости должны вписаться. Однако, слишком широкое седло может превратится в причину постоянных потертостей и общего дискомфорта.

Следующий важный момент - продольный профиль седла. Два типичных варианта изображены на картинке выше. Профиль, близкий к прямому (красный), рекомендуется для спортивного и гоночного режима катания, а также людям худого и нормального сложения в хороших физических кондициях. Для агрессивного катания по пересеченной местности, имеет смысл предпочесть седло с подъемом в задней части (синий профиль), чтобы разгрузить промежность и снизить вероятность случайных ударов. Также синий профиль больше подойдет для людей с избыточным весом просто для разгрузки промежности.

Геометрия седла должна соответствовать геометрии мягкой части промежности: не должно возникать существенного давления на мягкие ткани промежности. В этом плане представляют интерес V-образные седла, а также седла с формованными прокладками. Теоретически они способствуют улучшению кровотока в тканях, по сравнению с обычными седлами. Но как обычно, разные тесты противоречат друг другу, и в конечном счете все упирается в анатомию конкретного человека.

Материалы

Верх

В настоящее время верх седла делается из: чистой кожи; синтетической кожи, или кордуры, или натуральной кожи с наполнителями; карбона.

Седло, полностью сделанное из толстой свиной кожи - это олдскул, требующий длительной притирки и правильной эксплуатации. Дорого, не очень практично, но, правильно притертое седло удивительно комфортно. Самые известные седла такого типа - Brooks

Современная синтетика высокого качества и натуральная кожа слабо отличаются по свойствам друг от друга, здесь все определяется наполнителями. По сути дела, наполнителей сейчас два: пена (foam) и гель (gel). Пена используется всегда и везде, а гель вставляется в пену там, где нужно максимально убрать вибрационные и ударные нагрузки. Пена очень сильно различается по жесткости (буквально от ластика до природной губки), а гель почти весь одинаковый. Седла с гелевыми вставками заметно дороже.

Тряпичный верх (модификации кордуры) дышит лучше чем кожа, или хорошая синтетическая кожа, велотрусы по нему меньше скользят. Однако тряпка менее стойкая к механическим повреждениям и практически не поддается ремонту.

Дешевый дерматин тоже имеет право на существование, по причине крайне низких цен.

Седла с карбоновым верхом - удел профессиональных гонщиков и маньяков-облегченцев. Теоретически, полезность такого седла в том, что его можно сделать под индивидуальную анатомию - все равно производство ручное.

Жесткость седла нужно подбирать индивидуально: кто-то может ездить и на "куске деревяшки", а кому-то требуется хорошая гелевая прокладка под седалищные кости. К сожалению, это можно выяснить только перепробовав несколько седел. Лично я придерживаюсь мнения, что седло должно быть жестким - это заставляет быстрее ездить и не лениться привставать на неровностях.

Рамка

Самый распространенный - хромомолибденовый сплав. Достаточно прочный для любого применения, но тяжеловат. Хорошо гасит высокочастотную вибрацию.

Обычная сталь ставится на самые дешевенькие седла. Гнется и ломается.

Алюминиевые сплавы используются в гоночных моделях для снижения веса седел. Достаточно прочно, но не вечно.

Титановые сплавы ставятся только на топовые седла. Очень легкие, прочные, отлично справляются с вибрацией.

Карбоновые рамки также ставятся только на топовые гоночные седла. Очень легкие, но жесткие. Карбон в районе крепежа защищается или заменяется металлическими трубками.

Мужское и женское седло

Чем отличается женское седло от мужского? Это один из наиболее часто возникающих вопросов. Фактически, женское седло всего лишь шире мужского из-за различий в физиологическом строении таза. В случае, если дама предполагает ездить в юбке, то ставится седло с очень коротким носом.

С учетом широчайшей гаммы велосипедных седел и индивидуальности анатомии каждого человека, не стоит особо заморачиваться проблемой женское-мужское седло. Нужно брать подходящее седло.

В заключение

Некоторые необязательные советы:
- лень вставать с седла на неровностях: седло с подъемом сзади, довольно мягкое;
- гонки, тренировки: почти ровное, жесткое и минимально допустимое для вас по ширине седло;
- большие пробеги: длинное седло умеренной жесткости, может быть с носом пошире;
- прогулки: любое седло, на котором удобно сидеть вертикально;
- и вообще, посмотрите описания типов седел выше. =)

Напоследок в общем о выборе. Большая цена седла ни в коей мере не является гарантией того, что оно вам подойдет. Пока вы подбираете седло, имеет смысл брать что-то подешевле, очень часто находятся подходящие седла из недорогих. А уже когда определитесь с геометрией, тогда можно взять что-то подороже, с гелевой прокладкой и прочими вкусностями. Но в первую очередь осознайте нужную геометрию.

И совсем напоследок. :) Памперс в велотрусах заметно повышает комфорт на любом седле, а также способствует сохранению пятой точки в сухости, даже если у вас самое дешевое дерматиновое седло..

Также посмотрите тему Обмен седлами

© Toxa May 23, 2008

Хотите стать спонсором раздела?

ТЕОРИЯ

FAQ's
Cловарь (en-ru)
Покупка
Апгрейд
Амортизация
Седло
Посадка
Педали
Система
Каретка
Электрика

ТО

Инструменты
Ремкомплект
Цепь
Система
Каретка
Тросы и
рубашки
Передний
дерайлер
Задний
дерайлер
Тормоза
Сборка колес
Калькулятор

РАСХОДНИКИ

Покрышки
Смазки
Заплатки
и клей

РАЗНОЕ

DOC's
История
Юмор
IMNSHO
Мой байк
Свалка
Лучшие фотки по оценкам пользователей:Находки:
Без названия. 
 (альбом Дивногорье 2012)Вдоль Хопра на велосипедах. 
 (альбом Вдоль Хопра на велосипедах)Суровые сельские жители.... 
 (альбом Вжарили по югам)Вдоль Хопра на велосипедах. 
 (альбом Вдоль Хопра на велосипедах)Тур де Хопёр. 
 (альбом Тур де Хопёр)

Из комментариев к фоткам: Автомобили правильные у народа :)

Рекламное место сдается.

© Anton Chubchenko, 1999-2016


Автор не несет ответственности за использование информации и программ, содержащихся на ресурсе http://realbiker.ru.
Вся представленная информация является интеллектуальной собственностью автора(ов).
Недопустима публикация в сетях и иных источниках и/или коммерческое использование без согласия автора(ов).
По вопросам рекламы на сайте обращаться сюда.
Спонсорская поддержка сайта.
Яндекс цитирования